Тема: "Решение уравнений"
Цели:
Обучающие: Закрепить решение уравнений с неизвестными слагаемыми и вычитаемым на основе взаимосвязи между частью и целым. Закрепить сложение и вычитание чисел на числовом отрезке, решение текстовых задач, навыки быстрого и стабильного счета в пределах 9.
Развивающие: Развивать математические и аналитические способности, логическое мышление, внимание, память, умения употреблять в речи математическую терминологию, обогащать словарный запас школьников.
Воспитывающие: Воспитывать организованность, сотрудничество, чувство взаимопомощи, умение слушать, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: учебник Л. Г. Петерсон «Математика 1 класс. 3часть.», видеофрагмент из мультфильма «Вини-Пух и его друзья», индивидуальные карточки с цифрами, интерактивная доска.
Тип урока: закрепление изученного материала
ХОД УРОКА
ОРГ. МОМЕНТ
-Проверьте свою готовность к уроку математики
Математика пришла
В путь с собою позвала
Все задачи и примеры
Одолеем без труда
-Сегодня урок закрепления, повторяем изученный материал, отрабатываем умение решать уравнения
УСТНЫЙ СЧЕТ
1. Математический диктант
-Какое сегодня число?
-Расскажите, что вы знаете о числе ….11
-А я вам хочу сообщить. Что это число тем замечательно, что11 марта день рождения ослика Иа
Слайд 1
-Вы узнаете, сколько он пригласил гостей, если покажите предыдущее число 5.
-Когда Иа заказал праздничный пирог узнаем, если найдем сумму чисел 4 и 2.
-Разность чисел 5 и 3 – это число, когда именинник отправил приглашения своим гостям.
-Расставьте ответы в порядке возрастания. (2 4 6 )
-Установите закономерность и продлите ряд на 2 числа. (2 4 6 8 10)
(Каждое последующее число больше предыдущего на 2)
-Какое число «лишнее»? Почему? (10 двузначное)
2. Составление задач по выражению и схеме.
-Рассмотрите схемы задач и выражения:
Слайд 2
Схемы задач на нахождение меньшего числа, большего числа, целого, части, разницы. Выражения 5+3, 5-3
-Соедините линиями выражения и соответствующие им схемы.
-Что значит выражение 5+3? (целое или большее число)
-Что значит выражение 5-3? (находим часть, разницу, меньшее число)
-Составьте задачу на нахождение целого, используйте любые величины.
Устное составление задач учащимися.
3. Решение уравнений
-Рассмотрите запись на доске. Что интересного вы заметили?
( В равенствах каждого столбика одинаковые части и целое, есть неизвестное число)
Слайд 3
- Что можете сказать об этих равенствах? (это уравнения)
-Докажите, что подобную запись можно назвать уравнением.
(Уравнение – это равенство с неизвестным компонентом)
-Как записать выражения в виде уравнений? (х)
-Предложите решение данных уравнений. Докажите.
(Ищем часть. Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть другую часть)
-Объясните, почему данные уравнения решаются одинаково?
(неизвестна часть)
-Какое правило нам поможет? Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть другую часть)
-Определите тему урока. Какие цели поставим перед собой на этот урок?
III. Повторение и закрепление пройденного.
Видеофрагмент из мультфильма «Вини-Пух и его друзья»
-Вы поняли почему ослик Иа так печально вздыхает?
-Бедного ослика никто не поздравил и главное не принес никакого подарка! Вини-Пух тут же отправился искать подарок и встретил Пятачка. Он в это время был занят интересным делом.
Слайд 4
1. Решение уравнений.
№ 1 стр. 26
-Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Надо подобрать предметы в мешок – вычитаемое так, чтобы получилось верное равенство)
-Назовите компоненты при вычитании. (уменьшаемое, вычитаемое, разность)
- Что неизвестно? ( вычитаемое)
-Что мы ищем – часть или целое?
-Как найти часть ?
Аналогично б. (слагаемое, сумма)
Решение уравнений с комментированием.
-Объясните, почему данные уравнения решаются одинаково?
(неизвестна часть)
-По дороге друзья зашли к Кролику. Он решал уравнения.
Слайд 5
Посмотрите № 2.
-Поможем ему решить уравнения.
у доски 3 ученика комментируют решение каждого уравнения.
- Что объединяет их? (Неизвестна часть. Чтобы найти часть надо из целого вычесть другую часть.)
2. Решение уравнений с помощью числового отрезка.
Слайд 6
-Думали друзья что же подарить? Думали и придумали отправиться к очень-очень умной Сове. Встретила она их вот такими словами:
-Я вас хочу, друзья мои,
предупредить заранее –
мне дороги мои друзья,
но мне дороже – ЗНАНИЯ!
-Посмотрите № 4. Чем она занималась на своих ученых занятиях?
а) Рассмотрите числовой отрезок и уравнение.
-Как связаны между собой числовой отрезок и уравнение?
(На числовом отрезке и в уравнении к числу 2 прибавили неизвестное число и получили 6.)
-Можно ли по рисунку сразу сказать, чему равен Х? ( да, Х=4)
- Докажите, (х = 4, так как от точки 2 сделали четыре шага к точке 6.)
- Запишите, чему равен корень уравнения,
-Решите это уравнение, пользуясь правилом. ( В уравнении числа 2 и х – части, а 6 – целое. Нужно найти часть, для этого из целого нужно вычесть другую часть. Х равен разности 6 и 2, или 4)
-Что заметили? (ответы получились одинаковые)
-А какой способ легче? (по рисунку, по нему сразу виден ответ)
-Почему под рисунком б записано уравнение 9-х=3? (На числовом отрезке число 9 уменьшено на х единиц и получилось 3 единицы)
-Решите уравнение с помощью рисунка и по правилу.
- Какой способ легче?
-Поможем Сове и выполним самостоятельно в) г)
в), г) Для самостоятельной работы.
Проверка по образцу слайд 7
3. Масса предмета. Сравнение масс.
-Решила Умная Сова подарить ослику большой арбуз и стала выбирать.
№ 5, с. 27.
Слайд 8
- Чему равна масса арбуза на первом рисунке?
- Докажите. {Чаши весов находятся в равновесии, на правой две гири - 2 кг и 3 кг, значит, арбуз весит 5 кг.)
- Что заметили на втором рисунке? {На левой чаше весов лежит арбуз и стоит гиря 1 кг, на правой чаше две гири по 2 кг.)
- Сколько весит арбуз? Докажите.
{1 + б = 2 + 2 => 1 + б = 4 => б = 3, так как 4 - это 1 и 3, значит, арбуз весит 3 кг.)
- В чём особенность третьего рисунка? Какое условие необходимо выполнить?
{Нужно самим записать числа, показывающие вес каждого арбуза. При этом необходимо помнить, что арбуз лежит на правой чаше, так как на рисунке видно, что чаши весов не уравновешены.)
- Какой из арбузов легче? На сколько?
- Объясните, как уравновесить чаши весов в данном случае.
Физкультминутка (идем в гости к Вини-Пуху)
Слайд 9
«кочка» - присесть, «стог» - встать,
«тропинка» - руки в стороны, «дорожка»- руки вперед.
Мы шли-шли-шли землянику нашли,
1, 2, 3, 4, 5 – мы идем искать опять.
4. Решение составной задачи.
-Тем временем Вини – Пух и Пятачок надумали подарить орехи, а сколько – запутались.
-Прочитайте задачу № 7
-Что известно в задаче? Что надо узнать? Заполняем схему.
— Известно, что у Винни-Пуха было 5 орехов, а у Пятачка — на 3 ореха меньше. Надо узнать, сколько всего орехов было у них обоих.
-Как найти и почему?
- Надо сложить число орехов у Винни-Пуха и Пятачка. (Ищем целое.)
-Можем ли это сделать сразу?
-Сразу мы это сделать не можем, так как не известно, сколько орехов было у Пятачка. Но мы можем это узнать, уменьшив число орехов Винни-Пуха на 3. (Чтобы найти меньшее число, надо из большего вычесть разность.)
-Какое решение запишем?
-Значит, в первом действии из 5 орехов вычтем 3 ореха и получим 2 ореха — число орехов у Пятачка. А во втором действии сложим число орехов у Винни-Пуха и Пятачка и ответим на вопрос задачи. 5 + 2 = 7 орехов.
Ответ: у Винни-Пуха и Пятачка вместе было 7орехов
-Запишите решение самостоятельно.
1 ученик у доски
-Сколько же орешков друзья подарят ослику?
-Друзья так спешили обрадовать Иа, что на радостях сочинили слова:
Слайд 10
-И мы с вами на уроке дарили друг другу радость и получили от этого наслаждение.
IV. Итог.
- Какого вида уравнения решали? {Нахождение неизвестного слагаемого и вычитаемого.)
-Как найти неизвестное слагаемое или вычитаемое?
(В этих уравнениях неизвестна часть, значит, решают, одинаково — вычитанием.)
-Урок подошел к концу. Мы хорошо поработали. Я могу сказать, что все мы «Молодцы!»
Слайд 11