Назад

Тема: "Решение уравнений"

Цели:

Обучающие:   Закрепить решение уравнений с неизвестными                                         слагаемыми и  вычитаемым на основе взаимосвязи между частью и целым. Закрепить сложение и вычитание чисел на числовом отрезке, решение текстовых задач, навыки быстрого и стабильного счета в пределах 9.

Развивающие: Развивать математические и аналитические способности, логическое мышление, внимание, память, умения употреблять в речи математическую терминологию, обогащать словарный запас школьников.

Воспитывающие:    Воспитывать организованность, сотрудничество, чувство взаимопомощи, умение слушать, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: учебник Л. Г. Петерсон «Математика 1 класс. 3часть.», видеофрагмент из мультфильма «Вини-Пух и его друзья», индивидуальные карточки с цифрами, интерактивная доска.

Тип урока: закрепление изученного материала

 

ХОД УРОКА

 ОРГ. МОМЕНТ

-Проверьте свою готовность к уроку математики

Математика пришла

В путь с собою позвала

Все задачи и примеры

Одолеем без труда

-Сегодня урок закрепления, повторяем изученный материал, отрабатываем умение решать уравнения

УСТНЫЙ СЧЕТ

1.      Математический диктант

-Какое сегодня число?

-Расскажите, что вы знаете о числе ….11

-А я вам хочу сообщить. Что это число тем замечательно, что11 марта день рождения ослика Иа

Слайд 1

-Вы узнаете, сколько он пригласил гостей, если покажите предыдущее число 5.

-Когда Иа заказал праздничный пирог узнаем, если найдем сумму чисел 4 и 2.

-Разность чисел 5 и 3 – это число, когда именинник отправил приглашения своим гостям.

-Расставьте ответы в порядке возрастания. (2 4 6 )

-Установите закономерность и продлите ряд на 2 числа. (2 4 6 8 10)

 (Каждое последующее число больше предыдущего на 2)

-Какое число «лишнее»? Почему? (10 двузначное)

2.      Составление задач по выражению и схеме.

-Рассмотрите схемы задач и выражения:

Слайд 2

Схемы задач на нахождение меньшего числа, большего числа, целого, части, разницы. Выражения 5+3, 5-3

-Соедините линиями выражения и соответствующие им схемы.

-Что значит выражение 5+3? (целое или большее число)

-Что значит выражение 5-3? (находим часть, разницу, меньшее число)

-Составьте задачу на нахождение целого, используйте любые величины.

Устное составление задач учащимися.

3.      Решение уравнений

-Рассмотрите запись на доске. Что интересного вы заметили?

( В равенствах каждого столбика одинаковые части и целое, есть неизвестное число)

  Слайд 3

- Что можете сказать об этих равенствах? (это уравнения)

-Докажите, что подобную запись можно назвать уравнением.

(Уравнение – это равенство с неизвестным компонентом)               

-Как записать выражения в виде уравнений? (х)

-Предложите решение данных уравнений. Докажите.

 (Ищем часть. Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть другую часть)

-Объясните, почему данные уравнения решаются одинаково?

(неизвестна часть)

-Какое правило нам поможет? Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть другую часть)

-Определите тему урока. Какие цели поставим перед собой на этот урок?

 

III. Повторение и закрепление пройденного.

Видеофрагмент из мультфильма «Вини-Пух и его друзья»                                                                                                                           

-Вы поняли почему ослик Иа так печально вздыхает?

-Бедного ослика никто не поздравил и главное не принес никакого подарка! Вини-Пух тут же отправился искать подарок и встретил Пятачка. Он в это время был занят интересным делом.

Слайд 4

 

1. Решение уравнений.

№ 1 стр. 26

-Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Надо подобрать предметы в мешок – вычитаемое так, чтобы получилось верное равенство)

-Назовите компоненты при вычитании. (уменьшаемое, вычитаемое, разность)

- Что неизвестно? ( вычитаемое)

-Что мы ищем – часть или целое?

-Как найти часть ?

Аналогично б. (слагаемое, сумма)

Решение уравнений с комментированием.

-Объясните, почему данные уравнения решаются одинаково?

(неизвестна часть)

-По дороге друзья зашли к Кролику. Он решал уравнения.

Слайд 5

 

Посмотрите № 2.

-Поможем ему решить уравнения.

у доски 3 ученика комментируют решение каждого уравнения.

- Что объединяет их? (Неизвестна часть. Чтобы найти часть надо из целого вычесть другую часть.)

2. Решение уравнений с помощью числового отрезка.

Слайд 6

-Думали друзья что же подарить? Думали и придумали отправиться к очень-очень умной Сове. Встретила она их вот такими словами:

-Я вас хочу, друзья мои,

 предупредить  заранее –

мне дороги мои друзья,

но мне дороже – ЗНАНИЯ!

-Посмотрите  № 4. Чем она занималась на своих ученых занятиях?

а) Рассмотрите числовой отрезок и уравнение.

-Как связаны между собой числовой отрезок и уравнение?

 (На числовом отрезке и в уравнении к числу 2 прибавили неизвестное число  и получили 6.)

-Можно ли по рисунку сразу сказать, чему равен Х? ( да, Х=4)

- Докажите, (х = 4, так как от точки 2 сделали четыре шага к точке 6.)

- Запишите, чему равен корень уравнения,

-Решите это уравнение, пользуясь правилом. ( В уравнении числа 2 и х – части, а 6 – целое. Нужно найти часть, для этого из целого нужно вычесть другую часть. Х равен разности 6 и 2, или 4)

-Что заметили? (ответы получились одинаковые)

-А какой способ легче? (по рисунку, по нему сразу виден ответ)

-Почему под рисунком б записано уравнение 9-х=3? (На числовом отрезке число 9 уменьшено на х единиц и получилось 3 единицы)

-Решите уравнение с помощью рисунка и по правилу.

- Какой способ легче?

-Поможем Сове и выполним самостоятельно в) г)

в), г) Для самостоятельной работы.

Проверка по образцу слайд 7

3. Масса предмета. Сравнение масс.

-Решила Умная Сова подарить ослику большой арбуз и стала выбирать.

№ 5, с. 27.

Слайд 8

- Чему равна масса арбуза на первом рисунке?

-  Докажите. {Чаши весов находятся в равновесии, на правой две гири - 2 кг и 3 кг, значит, арбуз весит 5 кг.)

- Что заметили на втором рисунке? {На левой чаше весов лежит арбуз и стоит гиря 1 кг, на правой чаше две гири по 2 кг.)

- Сколько весит арбуз? Докажите.

{1 + б = 2 + 2 => 1 + б = 4 => б = 3, так как 4 - это 1 и 3, значит, арбуз весит 3 кг.)

- В чём особенность третьего рисунка? Какое условие необходимо выполнить?

{Нужно самим записать числа, показывающие вес каждого арбуза. При этом необходимо помнить, что арбуз лежит на правой чаше, так как на рисунке видно, что чаши весов не уравновешены.)

- Какой из арбузов легче? На сколько?

- Объясните, как уравновесить чаши весов в данном случае.

Физкультминутка (идем в гости к Вини-Пуху)

Слайд 9

«кочка» - присесть,                «стог» - встать,

«тропинка» - руки в стороны,               «дорожка»- руки вперед.

Мы шли-шли-шли землянику нашли,

1, 2, 3, 4, 5 – мы идем искать опять.

4. Решение составной задачи.

-Тем временем Вини – Пух и Пятачок надумали подарить орехи, а сколько – запутались.

 -Прочитайте задачу  № 7

-Что известно в задаче? Что надо узнать? Заполняем схему.

Известно, что у Винни-Пуха было 5 орехов, а у Пятачка — на 3 ореха меньше. Надо узнать, сколько всего орехов было у них обоих.

-Как найти и почему?

- Надо сложить число орехов у Винни-Пуха и Пятачка. (Ищем целое.)

-Можем ли это сделать сразу?

-Сразу мы это сделать не можем, так как не известно, сколько орехов было у Пятачка. Но мы можем это узнать, уменьшив число орехов Винни-Пу­ха на 3. (Чтобы найти меньшее число, надо из большего вычесть разность.)

-Какое решение запишем?

-Значит, в первом действии из 5 орехов вычтем 3 ореха и получим 2 ореха — число орехов у Пятачка. А во втором действии сложим число орехов у Винни-Пуха и Пятачка и ответим на вопрос задачи. 5 + 2 = 7 орехов.

Ответ: у Винни-Пуха и Пятачка вместе было 7орехов

-Запишите решение самостоятельно.

1 ученик у доски

-Сколько же орешков друзья подарят ослику?

-Друзья так спешили обрадовать Иа, что на радостях сочинили слова:

Слайд 10

                       

-И мы с вами  на уроке дарили друг другу радость и получили от этого наслаждение.

IV. Итог.

- Какого вида уравнения решали? {Нахождение неизвестного слагаемого и вычитаемого.)

-Как найти неизвестное слагаемое или вычитаемое?

 (В этих уравнениях неизвестна часть, значит, решают, одинаково — вычитанием.)

-Урок подошел к концу. Мы хорошо поработали. Я могу сказать, что все мы «Молодцы!»

Слайд 11

 

Назад

 

Hosted by uCoz